Колокол Сампсониевского собора
Рядом с первой Сампсониевской церковью, заложенной по повелению Петра I на Выборгской стороне Санкт-Петербурга, возвышалась деревянная колокольня с одним большим колоколом массой 150 пудов и несколькими малыми.
В 1728 г. прихожане решили строить новый, каменный храм, расположенный в 30 м от старого. Возвести его взялся приехавший в северную столицу из Ярославля купец Иван Андреевич Лапшин, и построил церковь в ярославском стиле, с колокольней с высоким шпицем и окнами-«слухами». Ее строительство завершилось к апрелю 1740 г., а колокольня стала единственной в своем роде среди храмов Петербурга.
К началу 1760-х годов Сампсониевскому храму потребовался ремонт, которым занялся богатый купец Михаил Грязновский-Лапшин, племянник Лапшина-первого. Он помнил о ярославских традициях, когда купцы, соревнуясь друг с другом, старались как можно лучше украсить «свою» церковь. Прежде всего, он заказал отлить для храма в Москве колокол с иконами и надписью о дарителе.
Московские мастера постарались на славу, и изготовили колокол в 400 пудов (6 тонн 400 килограммов). По его верху по всей окружности изображены барельефы серафимов, ниже надпись: «Лета 1763; Июня 1-го дня в С.-Петербурге, к церкви Преподобного Сампсона Странноприимца, что на Выборгской стороне, вклад директора Михаила Грязновского-Лапшина, весу 400 пудов; лит сей колокол в Москве, колокольных работ содержателя Димитрия Пирогова». Под надписью – рельефные растительные орнаменты. Ниже – иконы Архистратига Михаила, преподобного Сампсона Странноприимца, апостола Петра, Иоанна Богослова. Над иконой Архистратига Михаила, между растительным орнаментом – изображение распятия.
Диаметр колокола – 2 метра 20 см, высота (с ушками) – 2 м 10 см.
Кроме того, у храма были еще колокола массой 184, 111, 73, 38, 24 пуда и восемь малых колоколов. В начале XIX в. писали, что они «звонили благозвучно». Действительно, с 1763 по 1938 годы, до закрытия храма, их слушали и на Выборгской, и на Петроградской стороне.
Летом 1938 г. по решению Выборгского райсовета службы в соборе прекратились, перестали звонить и колокола. Позже все они были сняты, кроме самого большого.
В мае 2002 года богослужения в храме-памятнике «Сампсониевский собор» возобновились, и снова зазвучал Сампсониевский колокол. Первым звонарем храма стал солист группы ударных инструментов симфонического оркестра Мариинского театра, действительный член Ассоциации колокольного искусства России (АКИР), член Американской международной колокольной ассоциации Михаил Иванович Песков. Его помощником был сотрудник ГМП «Исаакиевский собор» Решетников. Спустя некоторое время эту специальность освоил другой сотрудник музея – Владимир Петрович Вахрушев.
Вице-президент АКИР Сергей Алексеевич Старостенков и член правления АКИР, заместитель директора музея-заповедника «Малые Корелы» Александр Никонович Давыдов тщательно апробировали колокол до и после первого за шесть десятилетий звона. В настоящее время они завершают научный труд по результатам этой проверки, но уже сейчас дали сотрудникам храма-памятника «Сампсониевский собор» свои рекомендации.
Для литья колокола использовали более 80 % красной меди, около 20 % олова и небольшое количество других добавок. Металл очень хрупок, поэтому не желательно звонить в колокол при низких температурах.
Колокольное литье – дело трудоемкое, требующее высокого мастерства и особых знаний. В конце XIX в. писали, что «для расплавки 100 пудов меди сжигается 3 сажени дерева. Когда медь совсем расплавится, к ней за 5 минут прибавляют олово из расчета 22 фунта на каждые 100 фунтов меди. При отливке колокола все молятся, и многие бросают серебряные монеты».
Возможно, именно так отливали и колокол для Сампсониевского собора. Будем надеяться, что его низкий голос будет звучать долгие годы, ведь русские умельцы все делали на века.
Подготовлено П.М.Званцевым
|